Grand Theft Auto (GTA в
простонародье), также известная как одна из самых популярных
компьютерных игр, созданных человечеством, давно уже переросла душное
понятие "культовый". GTA - это феномен, целое явление. На ее основе
пишут диссертации по социологии, причину ее успеха изучают психологи, о
ней, перевирая все, что можно, говорят на телевидении. Даже люди, слабо
себе представляющие, что такое интерактивные электронные развлечения,
знают: "GTA - это где можно угнать любую машину, давить пешеходов и
стрелять по кому хочешь". Если оставить за скобками очевидные тезисы
о полной свободе и нелинейности, то выяснится очень интересный нюанс:
почти все GTA-клоны отчего-то посвящены либо бандитам, либо подонкам,
либо и тем, и другим одновременно (см. Scarface: The World is Yours,
серию True Crime, Saints Row). То есть получается, что свобода и
нелинейность нужны только при условии отрицательного главного героя. На
самом деле все еще проще - GTA ценят не только и не столько за свободу,
сколько за вседозволенность и безнаказанность. Это вообще центральная
тема почти всех Rockstar-игр, и по этому поводу они продолжают
высказываться с железобетонным упорством. Анонсированная в этом
году Grand Theft Auto 4 (GTA Vice City и GTA San Andreas Rockstar
предлагают рассматривать как подразделы Grand Theft Auto 3; кроме того,
на PSP также вышли GTA Liberty City Stories и GTA Vice City Stories)
станет первой новой GTA за шесть лет (!). Тут важно заметить вот что:
третья часть отличалась от первых двух примерно как DOOM 3 от DOOM.
Переехав тогда, в 2001 году (речь о PS2-версии, на PC релиз состоялся
годом позже), в полное 3D, Rockstar поразили всех в самое сердце -
казалось, что так не бывает: ветер носит по улицам газеты, настоящие
пешеходы толпятся на Пятой авеню, такси гудят, светофоры работают. Так
вот, на последующих трех страницах мы пытаемся понять, насколько
серъезно Grand Theft Auto 4 изменит наше представление о том, что такое
GTA. Возвращение в Либерти-сити. По приглашению своего
двоюродного брата Романа наш новый альтер-эго Нико Белич (Niko Bellic;
Нико - сокращенно от "Николай") прибывает в уже подзабытый нами
Либерти-сити, чтобы, разумеется, начать новую жизнь. Роман утверждает,
что живется в городе свободы просто потрясающе: котеджы, сауны и
несовершеннолетние модели входят в обязательный комплект. На деле
оказывается, что жизнь Ромы далека от сказочной - он владелец убыточного
таксопарка, погряз в долгах и к тому же ввязался в серьезные проблемы с
полицией и целым рядом бандитских группировок. Расхлебывать все это
придется его брату, то есть нам с вами. Нико - классический
GTA-герой, к тому же эмигрант из Восточной Европы (но точно не из
России; возможно, из бывшей Югославии), что умножает традиционные
геройские качества примерно в два раза. Приехав в Либерти-сити в надежде
обрести лучшую жизнь, он случайно попадает в круговорот неприятностей,
выпутываться из которого явно предстоит долго и мучительно. Но Нико,
конечно, не единственный герой в этой истории. Во-первых, немаловажной
фигурой является Малыш Джейкоб, старый друг Романа, у которого всегда
можно достать необходимое оружие. Во-вторых, Фрэнсис Макрири, продажный
коп, который прекрасно осведомлен о неком преступлении, совершенным Нико
в далеком прошлом. Ну и, в-третьих, это девушка Лола, роль которой пока
неизвестна. Зато по поводу Лолы есть куда более ошеломляющие новости.
Украинская певица Руслана, победительница конкурса "Евровидение-2004",
официально подтверждена в качестве голоса героини. Мало того, во
внутриигровом радио можно будет услышать некоторые песни Русланы (кроме
нее, заявлен также русский хип-хоп!). Сам Либерти-сити с момента
нашей последней встречи протерпел множество изменений и стал еще больше
походить на свой прототип - Нью-Йорк. Воссозданы практически все
ключевые районы и достопримечательности. Так, Бруклин превратился в
Брокер, Манхэттен - в Элгонкин, Квинс теперь называется не иначе как
Дюкс, Нью-Джерси перевоплотился в Элдерни, ну а Бронкс стал Бохэном. Что
касается достопримечательностей, то Статуя Свободы тут называется
Статуей Счастья. Дебютный рекламный ролик GTA 4 тут же умудрился
наделать шуму: под музыку классического минималиста Филиппа Гласса
(использовалась в фильме "Койянискаци: Жизнь вне баланса"; местами тизер
его откровенно цитировал) камера демонстрировала трехмерные виды
Либерти-сити, которые многие тут же приняли за Нью-Йорк. Проблема
состояла в том, что показ достопримечательностей снабжался комментарием
Нико: "Я убивал людей, похищал людей, продавал людей. Возможно, здесь
все будет по-другому". Мэр Нью-Йорка тут же выступил с осуждающей речью и
сообщил, что не позволит выставлять Нью-Йорк как международную столицу
криминала, но у Rockstar на это вот уже есть заготовленный шесть лет
назад ответ: "У нас никакой не Нью-Йорк, а Либерти-сити". Сама
по себе территория в GTA 4 окажется меньше, чем в GTA San Andreas.
Разработчики подтверждают эту информацию, добавляя, что уменьшение
территории только пошло Либерти-сити на пользу - город теперь куда
плотнее заселен и проработан. И если в том же Сан-Андреасе вы легко
могли обнаружить совершенно пустое и никому не нужное километровое поле,
то тут ничего подобного не предвидется. Правда, в этой связи пришлось
отказаться от самолетов - в пределах Либерти-сити на них просто некуда
летать. Вертолеты, впрочем никто не отменял. Nextgen? Уже хочу!
GTA 4 работает на собственном движке авторства Rockstar North, который
называется RAGE (см. его в Rockstar Games presents Table Tennis для Xbox
360). С технологиями у Rockstar всегда, кстати, была некоторая заминка.
Измученный и чуть ли не изнасилованный ими движок RenderWare (на
котором продолжают выходить многие Rockstar-проекты - например, The
Warriors, Bully) для консолей нового поколения, конечно, не подходит. Но
вот по гамбургскому счету скриншоты из четвертой не выглядят каким-то
заоблачным приветом из будущего. С другой стороны, детализованные
модели (особенно хорошо удались персонажи первого плана), четкие
текстуры, сочные эффекты - все это имеется. И самое главное - благодаря
соответствующим технологиям мы получим, наконец, нормальную дальность
прорисовки. То есть курьезных ситуаций с появившимся из ниоткуда столбом
уже не возникнет. Отдельных дифирамбов заслуживает анимация - в
качестве физического движка используется модная сегодня технология
Euphoria (она же задействована в грядущем Star Wars: Force Unleashed). С
ней разработчики могут моделировать моторную функцию тела, не опираясь
на заранее созданную анимацию. Проще говоря, то, как Нико будет бежать,
идти или ползти, зависит от рельефа, покрытия, угла наклона и еще
множества факторов. Появляющиеся из воздуха автомобили и пешеходы
(еще одна больная тема GTA) также будет решена. Обещается некое подобие
Radiant AI из The Elder Scrolls 4: Oblivion. То есть у каждого жителя
(теперь с уникальной внешностью!) будут свои цели. Только не глобальные,
а локальные - вроде "подойти, купить мороженое, сесть на скамейку и
съесть его". А теперь представьте, что эти самые цели (совершенно
разные, разумеется) одновременно выполняет 100 человек. А то и 1000. То
же самое касается машин - если уж вы заметили краем глаза авто, то оно
не растворится в воздухе за ближайшим поворотом, а обязательно
где-нибудь припаркуется. Следующий пункт в нашем списке радости
от новых технологий - эволюционный рост возможностей. Заходить теперь
можно в куда как большее количество зданий, чем раньше. В некоторых
небоскребах можно бродить по этажам. Привычная вещь вроде угона
автомобилей теперь выглядит иначе - порой надо будет взламывать замки
(будет ли это обставленно в виде мини-игры, пока неясно), а также
выбивать стекла, чтобы открыть дверь с внутренней стороны. Ну и
геймплей. В этот раз создание игрового процесса проходит под девизом
"избавимся от всех условностей!". Так, жертвы и объекты заданий не будут
обозначены красными маркерами, как это было раньше. То есть если вам
надо убить человека, который в это время находится в толпе, - придется
самому вычислять, кто из людей ваша цель. Самый простой способ -
позвонить ему на мобильный (если есть номер). Кстати о мобильном
- теперь у него в игре крайне важная роль. Во-первых, с помощью
мобильника можно заказать такси. Во-вторых, на камеру телефона делаются
скриншоты. В-третьих, на мобильном отображаются все ваши текущие задания
(а их можно выполнять по несколько штук одновременно). В-четвертых, с
мобильника можно звонить сюжетным персонажам, а также принимать от них
звонки и SMS. Экшен тоже претерпел серьезные изменения. Нико
может использовать любой объект в качестве укрытия, то есть припадать к
нему и стрелять, скажем, из-за машины - как прицельно, так и наугад.
Таскать с собой целую прорву оружия в невидимом кармане будет
невозможно. Кстати, большая часть укрытий, из которых может стрелять
Нико, и часть декораций вполне себе разрушаема. Изменились
взаимоотношения с полицией. Рейтинг ее агрессивности снова представлен
шестью звездами, но теперь у копов имеется радиус действия, в пределах
которого они могут вас поймать. Чем тяжелее преступление, тем радиус
больше. Действовать блюстители порядка будут более слаженно -
разработчики консультируются с настоящими полицейскими. Но вместо
условного перекрашивания машины (которое работало даже на глазах у всего
районного ополчения) вы сможете просто сменить авто в безлюдном
квартале - этого будет достаточно. Зато пешеходы научились докладывать о
взломе и угоне припаркованных автомобилей. Такси теперь играет
важную роль в вашем процессе становления как криминального магната. Оно
не только может довести Нико в любую точку города, но и в случае ранения
автоматически доставит в ближайшую больницу, а если голодны - в
закусочную (есть нашему герою попрежнему придется). Кроме такси, имеется
общественный транспорт (автобусы и поезда), которым также можно
пользоватья и который ходит по расписанию (висит на любой остановке).
В Либерти-сити наконец провели повсеместный интернет - выход в онлайн
возможен практически с любого компьютера (но и старое доброе
интернет-кафе из GTA 3 никуда не делось). Через Всемирную паутину
закупается оружие, находятся новые задания и посещается сайт знакомств.
И на закуску, одна из главных новостей для поклонников - в GTA 4 будут
лицензированные машины! Уже объявлены: Ferrari, Porsche Carrera,
Volkswagen Jetta, BMW и "Мустанги". На данный момент GTA 4
официально анонсирована только для Xbox 360 и PS3. Но в том, что игра
появится и на компьютерах, сомневаться не приходится - вопрос только
когда. Эксклюзивный контент (ситуация не ограничивается банальными
машинами, оружием и уровнями - Microsoft всерьез заявляют о новых
эпизодах, каждый из которых добавляет до 10 часов геймплея) будет
доступен только для Xbox 360-версии. В Rockstar говорят: "Если вы в
конце концов хотите увидеть GTA 4 во всем своем великолепии, придется
конечно купить приставку Microsoft". Паниковать по этому поводу не стоит
- это привычные маркетинговые игры, которые нас с вами слабо касаются.
Тем более что PC - ближайший родственник Xbox 360. Версия для
консолей, кстати, должна выйти уже этой осенью, но не так давно случился
перенос на весну 2008 года. Это, скорее всего, означает, что нам с вами
придется ждать до 2009 года. Та еще пытка, конечно, но "Игромания"
обещает держать вас в курсе, и мы обязательно сделаем подробный разбор
консольной версии. А то у некоторых, знаете ли, нервы сдают. Источник: © Журнал "Игромания" |